«Гран-при России» — последний вздох для «Маруси»?

Авиаперевозки спортсменов и болельщиков

12 ноября 2010 года. Шеффилд. Николай ФОМЕНКО (справа) с пилотами команды «Верджин» Лукасом ДИ ГРАССИ и Тимо ГЛОКОМ. Фото Максим ШЕМЕТОВ ТАСС

Команда "Формулы-1" в ближайшее время может прекратить свое существование, сменить владельца, название и отказаться от российской лицензии

Российский пилот, российская команда, российский этап "Формулы-1"… В следующем сезоне в этой мантре отечественных болельщиков "королевских гонок", вероятнее всего, появится пробел. Команда "Маруся", выступавшая в "Формуле-1" в течение четырех сезонов под российской лицензией (в 2011-м как "Маруся Верджин"), близка к тому, чтобы никогда больше не вернуться на старт. Из-за финансовых трудностей команда не поедет на заокеанские этапы в США и Бразилии, и не факт, что появится на заключительной гонке в Абу-Даби. Команда передана под внешнее управление, и по слухам, ее выражали желание купить британско-индийские бизнесмены.

Проблемы "Маруси" копились на протяжении долгого времени. Проект, базирующийся в Великобритании и поначалу опекаемый шоуменом и автогонщиком Николаем Фоменко, а также российскими инвесторами Ефимом Островским и Антоном Колесниковым, которые работали в связке с британской командой "Верджин", затухал долго и мучительно. Фоменко после года активной работы перестал появляться в боксах команды, да и других русскоязычных сотрудников в "Марусе" в последнее время не наблюдалось.

После того как весной нынешнего года было объявлено о закрытии проекта дорожных спортивных машин "Маруся", единственным связующим звеном между Россией и командой помимо российской лицензии оставался совладелец конюшни Андрей Чеглаков. Этот бизнесмен пришел в проект не с момента его основания, а чуть позже. Команда сумела дотянуть до "Гран-при России", где после аварии Жюля Бьянки на "Сузуке" выступала одной машиной. Однако после этапа в Сочи деньги у "Маруси" закончились окончательно. Когда отпал последний стимул в поддержке команды, Чеглаков объявил о прекращении ее финансирования и начале процедуры банкротства.

Читайте также:  Звезды сделали коллективное «селфи» с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым на «Формуле – 1»

Частные перелеты на мероприятия

— На мой взгляд, формулическая команда и проект по производству спорткаров сослужили друг другу дурную службу, —  считает российский гонщик Алексей Васильев. — Специалистам в автомобильном бизнесе изначально было понятно, что суперкар "Маруся" — это некая авантюра. Те громкие обещания, которые делались в прессе, автогоночным миром и миром производителей автомобилей воспринимались как профанация. Тень от всего этого спектакля падала и на команду "Формулы-1". Из-за этого, я думаю, и к гоночному проекту инвесторы, которые могли вкладывать деньги в автоспорт, относились с ухмылкой. И отказывались вкладывать деньги в команду "Маруся".

Стоит вспомнить, что "Маруся" была не первым российским проектом в "Королевской серии". В 2005 году канадский бизнесмен, уроженец Ленинграда Алекс Шнайдер купил "Джордан" и в 2006-м вывел на старт под российской лицензией команду "Мидланд". Однако надежды на приход в "Формулу-1" российских спонсоров не оправдались, и Шнайдер уже по ходу сезона конюшню перепродал. Очевидно, что не оправдались мечты о бешеных русских инвестициях и сейчас: основательной поддержки в стране, которую представляла "Маруся", команда не получила.

Возможный уход "Маруси" из "Формулы-1" станет для ее российских болельщиков неприятным сюрпризом, но говорить, что ее исчезновение окажется потерей для нашего автоспорта, неправильно. В последнее время "Марусю" мало что связывало с Россией, а кроме того, у команды по большому счету не было и серьезных успехов.

На протяжении всей своей истории "Маруся" боролась за место в конце пелотона. В нынешнем сезоне Жюль Бьянки завоевал первые (и, похоже, единственные) в истории команды очки, став 9-м на "Гран-при Монако". Но кроме морального удовлетворения, этот успех ничего не дал. К тому же в "Марусе" так и не появилось российского гонщика, что теоретически могло бы привлечь в команду отечественных спонсоров.

Читайте также:  «Формула-1»: Интрига лишь в борьбе за второе место

— Автоспорт построен вокруг пилотов, а не вокруг команд, — уверен российский гонщик Даниил Мове. — Инвесторам нужно поддерживать конкретного гонщика. Испанские компании помогают Фернандо Алонсо, бразильские — Фелипе Массе, причем даже не размещая своих логотипов на болиде, а получая какие-то бонусы от ВИП-клуба и так далее. Отсутствие российского пилота в российской команде — нонсенс. Пиар-выхлоп от одного тестового дня российского гонщика в "Мидланде" оказался куда громче, чем весь шум вокруг команды в течение года…

К несчастью, "Марусю" преследовал и злой рок. В июле 2012 года испанка Мария де Вильота во время тестов на аэродроме в Даксфорде врезалась в грузовик, из-за чего лишилась глаза. Через год и три месяца она скончалась от кровоизлияния в мозг, произошедшего вследствие полученных в той аварии травм. Ну а на "Гран-при Японии" на "Сузуке" несколько недель назад француз Жюль Бьянки получил тяжелейшую травму головы, врезавшись в трактор, который эвакуировал другой болид, и до сих пор находится в коме.

"Гран-при России", вероятно, был последней соломинкой, за которую могла ухватиться тонущая команда, но ситуация в целом не способствовала приходу спонсоров.

— "Маруся" просуществовала много лет, и можно говорить, что российская команда в "Формуле-1 состоялась, — считает Мове. — Но, к сожалению, у главного инвестора теперь, видимо, появилось новое видение ситуации. Команда не могла держаться на частных деньгах, — это очень большие суммы. Здесь должен был быть интерес крупных компаний, возможно, госкорпораций. Жалко, что так получается. Но, может быть, команда в каком-то виде еще вернется на старт. Во всяком случае, хотелось бы в это верить.