Полярная экспедиция «Карелия — Северный полюс — Гренландия» Конюхова и Симонова берет курс на Канаду

Авиаперевозки спортсменов и болельщиков

6 апреля. Северный полюс. Федор КОНЮХОВ и Виктор СИМОНОВ начинают путь через Арктику. Фото Лины ХОЛИНОЙ

С учетом складывающейся ледовой обстановки к востоку и юго-востоку от нынешнего места нахождения экспедиции Федор Конюхов и Виктор Симонов приняли решение взять курс на Канаду, к острову Уорд Хант, хотя первоначальный план предполагал их выход с дрейфующих льдов на побережье Гренландии в районе фьорда Виктория.

На острове находится домик для зимовья датского полярного патруля и взлетно-посадочная полоса с фиксированными координатами, знакомая летчикам исландской авиакомпании, которые должны были прилететь к путешественникам в Гренландию, привезти две упряжки гренландских собак и забрать российских, которые прошли путь от Северного полюса до побережья.

Последние дни экспедиции показали, что Конюхов и Симонов из-за сложной ледовой обстановки на юго-востоке не смогут выйти на первоначально оговоренные координаты на побережье Гренландии, а выходить на произвольную точку на нем не имеет смысла, поскольку в таком случае к ним не сможет сесть самолет.

Частные перелеты на мероприятия

Вот что говорят по поводу создавшейся ситуации участники экспедиции.

Федор Конюхов: "Всю последнюю неделю мы анализировали данные о текущих и ожидаемых ледовых условиях, получаемых от Арктического и антарктического НИИ, от канадской и гренландской ледовых служб. С учетом скорости нашего движения по дрейфующему льду мы пришли к выводу, что, двигаясь к фьорду Виктория, к концу мая мы рискуем оказаться в зоне раздробленных льдов и непреодолимых разводьев. Уже начался сезон активного таяния, и количество трещин на пути растет с каждым днем. Пока еще температура воздуха держится в районе минус 10 — 15, но с каждым днем мы все отчетливее ощущаем дыхание арктического лета. Если окажемся на непроходимом льду, то вывезти нас в рабочем режиме уже не получится, так как с 8 мая посадка самолетов на лед запрещена. Канадская ледовая служба сообщает, что ледовая обстановка по маршруту к острову Уорд Хант удовлетворительная. Эта канадская территория ранее рассматривалась нами как план "Б". Несмотря на то что остров необитаем, он неоднократно использовался как стартовая и финишная точка полярных экспедиций. В 1989 году я уже приходил на эту территорию, будучи участником трансарктической лыжной экспедиции под руководством Дмитрия Шпаро "СССР – Северный полюс – Канада". Тогда мы добрались до Уорд Хант 1 июня 1989 года. Надеюсь, что в этом году мы окажемся там раньше. Координаты острова – 83’05 северной широты и 74’08 западной долготы".

Читайте также:  Федор Конюхов: "На полюсе не работают системы определения координат"

Виктор Симонов: "Дальнейший план действий у нас такой: держим курс к побережью Канады, пытаемся выйти на необитаемый остров Уорд Хант, ждем самолет исландской авиакомпании, которая доставит нас к северному побережью Гренландии, откуда мы продолжим реализацию второго этапа экспедиции: пересечение Гренландии с севера на юг. Хотя мы приняли решение идти в Канаду, нельзя сказать, что достижение ее будет легким и гарантированным. Однако в сложившихся условиях нам это кажется правильным решением.

Собаки в хорошей форме, запасов корма у нас хватит до 25 мая, к этому времени нам нужно выйти на берег острова Уорд Хант. Уже 40 дней мы идем по дрейфующему льду Северного Ледовитого океана и способны пройти еще столько же дней, но проблема в том, что льда, пригодного для движения, становится все меньше и меньше. Глобальное потепление дает о себе знать самым наглядным образом".

Руководитель экспедиционного штаба проекта, глава Республики Карелия Александр Худилайнен: "Мы задумывали эту экспедицию как наиболее протяженный маршрут в Арктике на собачьих упряжках. Наш земляк, житель Петрозаводска Виктор Симонов и Федор Конюхов поставили задачу дойти от Северного полюса до побережья и в этот же сезон пересечь Гренландию по самому протяженному пути с севера на юг. Если из соображений безопасности нашим путешественникам необходимо изменить маршрут с заходом на канадскую территорию, я их полностью поддерживаю. Для нас самое важное – это жизнь и здоровье людей и собак. Желаю Виктору и Федору успешного достижения берегов Канады и надеюсь, что у них хватит сил продолжить экспедицию в Гренландии, ведь это еще 2500 километров".

Заместитель генерального директора генерального партнера экспедиции ОАО "РТИ" Светлана Афанасьева: "При реализации подобных экстремальных проектов вопросы безопасности всегда нужно ставить на первое место. В интересах "РТИ" Федор Конюхов и Виктор Симонов анализируют на маршруте перехода качество КВ радиосвязи в полярных широтах, проводят натурные измерения условий распространения радиоволн КВ диапазона на полярных трассах и характеристик космических излучений для оценки состояния высокоширотной ионосферы. На наш взгляд, изменение маршрута для безопасного выхода экспедиции на берег канадского острова Уорд Хант ни в коей мере не повлияет на результаты научных исследований отважных полярных путешественников. Мы надеемся, что этот этап экспедиции пройдет успешно и Федор и Виктор продолжат свой запланированный маршрут по Гренландии".

Читайте также:  Федор Конюхов: "У нас много поводов длятого, чтобы откупорить шампанское"

Напомним, что российская полярная экспедиция "Карелия – Северный полюс – Гренландия" стартовала 6 апреля. Путешественники Федор Конюхов и Виктор Симонов используют для передвижения собачью упряжку из 12 лаек породы чукотская ездовая. С момента старта экспедиция прошла более 700 километров по дрейфующему льду Северного Ледовитого океана. До побережья Канады им осталось 110 километров. Экспедиция проходит при поддержке Русского географического общества.